Если говорить об истории Парагвая, то первое слово, приходящее на ум, на мой взгляд - трагичность. Здесь я попробовал консолидировать информацию из разных источников и добавить то что подчерпнул тут. На тотальную истину не претендую. У парагвайцев может быть иное видение своей истории. Да и вообще, история штука такая.
Современная карта парагвая:
Итак, Парагвай — одна из самых малоизвестных стран Южной Америки, которая не имеет выхода к морю и затеряна в сердце континента, между Аргентиной, Бразилией и Боливией. До прихода европейцев территорию Парагвая населяли многочисленные индейские племена, cамым влиятельным из которых было племя гуарани, занимавшее обширные территории от современной Боливии до Атлантического побережья. Гуарани были полукочевыми индейцами и занимались земледелием (чаще всего выжигали участки леса под кукурузу, маниоку и бобы). Их общество не знало письменности и существовало на базе устных традиций. Их религия включала миф о "земле без зла" — утопии, к которой нужно стремиться. С точки зрения европейцев, гуарани были крайне неэффективными в плане организации труда и иерархии, что объясняет, почему иезуиты позже попытались создать на их базе централизованные миссии. Для гуарани земля была матерью, а река — веной жизни. Они верили в духов, силы природы и существование загробного мира. Их язык до сих пор жив — гуарани является официальным языком Парагвая наряду с испанским, что делает страну уникальной в Латинской Америке.
Современные гуарани:
Колонизация Парагвая
В 1537 году испанцы основали Сьюдад-де-Асунсьон (ныне Асунсьон) — один из старейших городов Южной Америки. Это стало отправной точкой для колонизации внутренних районов континента. Однако в Парагвае не было богатств, как в Перу или Мексике. Ценностью стали — труд и преданность местного населения. Испанцы активно смешивались с гуарани, создавая метисское общество — уникальный сплав европейской и коренной культур.
Иезуитские миссии
Огромнейшую роль в истории Парагвая в этот период сыграли иезуиты (мужской монашеский орден Римско-католической церкви). С XVII века они создавали так называемые миссии — поселения, где гуарани жили в христианской общине, обучались ремёслам, земледелию и даже музыке. Иезуиты сформировали своеобразный социализм — индейцы находились в почти в полном подчинении у иезуитов, но при этом иезуиты обладая практически полной властью использовали её разумно и не деспотично. Даже язык гуарани главенствовал до тех пор, пока подавляющая часть бывших индейцев не стала метиссами именно тогда испанский стал равнозначен языку гуарани. Гуарани всецело доверяли иезуитам и враждебно относились к любым иностранцам, включая даже испанцев. Иезуитские поселения были почти независимы от метрополии (испанских колонизаторов), в результате чего постоянно возникали вооруженные стычки между иезуитами и гражданскими властями.
Остатки иезуитского поселения:
В 1750 году произошло событие, которое завершило эту важную веху в истории Парагвая. Испания и Португалия заключили договор, по которому 7 иезуитских поселений, в том числе Асунсьон, переходили в собственность Португалии. Иезуиты не подчинились этому решению, что привело к Войне гуарани (или Войне 7 редукций), длившейся 4 года (1754−1758) и завершившейся совместной победой испано-португальских войск. В результате этой войны иезуиты были полностью выгнаны из всех испанских владений в Америке в 1768 году. Оставшиеся без иезуитов поселения поделили между собой Испания и Португалия. Испанцы хотели продолжать дело иезуитов, но это им не удалось, индейцы опять начали дичать и колонии увядали.
Независимость Парагвая
В 1811 году Парагвай провозгласил независимость от Испании — без особого кровопролития. Во главе заговора против испанских властей встал испанец, генерал Каваньяс. В 1811 году была создана правящая хунта из трех человек, включая губернатора. Был созван конгресс, избранный всеобщим голосованием. Конгресс подтвердил полномочия хунты, которая должна была управлять от имени испанского короля Фердинанда. Наиболее видным представителем хунты был метис из Бразилии, доктор Франсия. Хунта добилась признания независимости Парагвая от Аргентины, а независимость от Испании появилась почти автоматически, все испанские должностные лица были арестованы, а сама Испания была очень далеко. Новое государство с первых же лет независимости стало почти самодостаточным и полностью закрытым для внешнего мира.
Хосе Гаспар Родригес де Франсия:
Правление Франсии (1814-1840)
Новый лидером стал представитель правящей хунты Хосе Гаспар Родригес де Франсия. В 1814 году Франсия назначил себя диктатором с неограниченными полномочиями на 3 года, а в 1817 - пожизненным диктатором. Кем он и был в полном смысле этого слова до самой его смерти в 1840 году. Франсию называли не иначе как El Supremo (Верховный). Он был типичным тираном. Аресты, казни, полная изоляция страны, изъятие всех земель в пользу государства и всё прочее, что присуще тирании. Франсия к моменту своей смерти реализовал всё что хотел - сплоченный нищий народ, считающий всех врагами. При этом как ни странно, далеко не все парагвайцы считают его тираном. После смерти Франсии к власти пришёл его племянник Карлос Антонио Лопес, затем его сын Франсиско Солано Лопес. Страна в результате их правления была модернизирована: создана железная дорога, телеграф и паровой флот, была развита система образования и военная промышленность. Страна стала открытой для торговли, но с оговоркой, деньги от торговли шли непосредственно в карманы Лопесов. Несмотря на это, именно в период правления второго Лопеса Парагвай стал одной из самых развитых стран Южной Америки.
Франсиско Солано Лопес:
Великая Парагвайская война (1864-1870)
Пожалуй, самая трагическая страница в истории Парагвая. Причем, эта война имеет совершенно разные название у всех сторон конфликта. В истории Парагвая это Великая война (Guerra Grande) или Война против Тройственного альянса (Guerra contra la Triple Alianza), в Бразилии - Парагвайская война (Guerra do Paraguai), а в Аргентине и Уругвае - Война Тройственного альянса (Guerra de la Triple Alianza).
Общая завязка у конфликта выглядела так: в 1864 году Бразилия напала на союзный Парагваю Уругвай. Парагвай объявлил войну Бразилии. Справедливости ради, надо заметить, что Лопес руководствовался не тем, чотбы помочь союзнику, а тем чтобы впоследствии получить его ресурсы через своего ставленника. Но пройти в Уругвай Лопес не мог, т.к. необходимо было вести армию через территорию Аргентины, на что она согласия не дала. Тогда он объявил войну и Аргентине. Ну и апофеозом стало то, что в союзном Парагваю Уругвае, сменилась власть и он присоединился к альянсу Бразилии и Аргентины. Несмотря на то что силы армии Парагвая на тот момент были больше, чем сумма сил армии Уругвая, Аргентины и Бразилии, Парагвай проиграл войну.
Парагвайская война входит в книгу рекордов Гиннесса как один из самых кровопролитных конфликтов, где погиб наибольший процент как населения в целом, так и мужчин в частности. Из примерно 1.3 млн человек в живых осталось только 200 тысяч, а мужское население практически исчезло. Лопес хотел вести войну до последнего жителя. В конце войны половину армии составляли дети в возрасте от 9 до 14 лет. Страшно. Ещё страшнее то, что в Парагвае, в память об этой битве отмечают "День детей". И для большинства это совсем не день скорби по загубленным детским жизням, а праздник патриотизму. Причиной такой невероятно высокой смертности парагвайцев называют их героизм и их преданность своему диктатору.
Парагвай по итогам войны потерял почти половину территории. Причем остатьяся на карте Парагваю или нет по сути решали Бразилия и Аргентина, которые решили что нужно оставить Парагвай как буфер между ними. Об этом парагвайцам лучше не сообщать, они уверены, что это не так и воспринимают эту тему крайне болезненно. Да и вообще их отношение к этой войне крайне странное по нашим меркам. Ужасная по сути война, откатившая страну на 50 лет назад, погубившая чуть ли не всех своих жителей и территории из-за самоуверенного диктатора воспринимается большинством как акт патриотизма.
Чакская война (1932—1935)
Период после Парагвайской войны ничем не примечателен в истории Парагвая. Страна долго приходила в себя, оставалась аграрной и крайне бедной. Сменялись лидеры, рождались дети, жили люди.
В 1932 году между Парагваем и Боливией началась война за обладание частью области Гран-Чако, считалось, что там есть обширные запасы нефти. Парагвай выиграл войну и получил 3/4 спорной территории, по которой и по сей день проходит граница между Боливией и Парагваем. Нефть на той территории в итоге не нашли. Дальнейший период до 1954 года ничем не примечателен кроме политической нестабильности. Во время Второй мировой войны Парагвай держал нейтралитет, чисто формально объявив войну нацистской Германии и Японии только в феврале 1945 года.
Территориальные последствия Парагвайской войны:
Диктатура Стресснера (1954–1989)
Альфредо Стресснер (полное имя Альфредо Стресснер Матиуда), главнокомандующий вооруженными силами Парагвая и ярый антикоммунист, пришел к власти в 1954 году в результате переворота. Его правление продлилось 35 лет и этот период считается самым продолжительным авторитарным режимом в регионе. Его именем была названа ультраправая идеология "cтронизм". Стресснер ввёл в стране постоянное военное положение. Гражданские права и свободы были жестко ограничены, оппозиция устранена, была тотальная цензура. При этом организованная преступность процветала по сути под крылом и управлением государства. Парагвай Стресснера был одной из самых коррумпированных стран мира. Официальная пропаганда восхваляла главу государства, объявляла его олицетворением мира, развития, честного труда и процветания. Запомнился Стресснер и своими 8 "победами" на выборах, тем что его называли парагвайским фюрером, тем, что давал приют многим высокопоставленным фашистам.
Из-за внешней изоляцией страны и экономических проблем правящая верхушка раскололась. Лидером оппозиции стал друг и родственник Стресснера — генерал Андрес Родригес, который и сверг его. Последние годы жизни Стресснер провел в изгнании в Бразилии и скончался 16 августа 2006 года. В живых у Стрессненра остался только внук, он сообщил миру о смерти диктатора и хотел договориться с новыми властями Парагвая о торжественных похоронах, но безрезультатно. С тех пор в Парагвае никому нельзя быть президентом больше одного раза. Без всяких оговорок и исключений.
В истории Парагвая Стресснера увековечили памятником диктатуре. На монументе Стресснер придавлен огромным кубом из под которого пытается вылезти. Надпись на монументе гласит: "Больше никогда".
Новейшая история Парагвая
С 1989 года, когда в Парагвае пал последний крупный диктатор XX века — Альфредо Стресснер, страна вступила в эпоху медленного, болезненного, но неуклонного демократического перехода.
В 1992 году Парагвай принял новую демократическую конституцию, действующую до сих пор. Она установила: принцип разделения властей, президентскую форму правления (срок – 5 лет, без переизбрания), независимую судебную власть и гарантии прав человека. Это был важный шаг к построению правового государства — пусть скорее на бумаге, но впервые в истории Парагвая.
В 1996 году была призведена попытка военного переворота генерала Лино Овьедо
В 1999 году был убит вице-президент Луис Аргана, что повлекло массовые протесты и отставку президента Кубаса
В 2000 году произошла неудачная попытка переворота против временного президента Гонсалеса Макинли
С 2003–2008 президентом был Никанор Дуарте Фрутос, президент от правящей партии Колорадо, который изображал себя реформатором, но его обвиняли в авторитаризме и коррупции
Большую роль в истории Парагвая сыграла трагедия 2004 года, когда пожар в супермаркете Ycuá Bolaños в Асунсьоне унес 396 жизней. Хозяева магазина заперли двери, чтобы избежать мародёрства. Виновные были осуждены, но последствия вызвали массовые протесты против коррупции и беспредела.
В 2008 году на выборах победила оппозиция и партия Колорадо впервые проиграла выборы за 61 год. Президентом стал бывший епископ Фернандо Луго, поддержанный левыми силами и народом. Он обещал земельную реформу и борьбу с бедностью при этом постоянно сталкивался с сопротивлением Конгресса и элиты. В 2012 году Луго был отстранён в ускоренном порядке, после того как 14 человек погибло в вооружённом столкновении фермеров с полицией в Курупати. За 24 часа Конгресс провёл импичмент. Это вызвало критику со стороны UNASUR, МЕРКОСУР и Бразилии, которые сочли это отстранение "институциональным переворотом".
После Луго к власти вернулась Партия Колорадо, и с тех пор она вновь удерживает контроль над страной.
Президент Орасио Картес (2013–2018)
Миллиардер, связанный с табачной промышленностью. Укрепил вертикаль власти и контроль над судами. Стремился изменить Конституцию, чтобы баллотироваться снова, что вызвало массовые протесты и штурм Конгресса в 2017 году.
Марио Абдо Бенитес (2018–2023)
Сын секретаря Стресснера, но представлял себя как реформатор. Укреплял связи с США. Не справился с ситуацией во время пандемии COVID, чем вызвал бурные протесты.
На выборах 2023 года победил Сантьяго Пенья от партии Колорадо — экономист, бывший министр финансов при президенте Картесе. Он считается протеже Орасио Картеса, а Картес, несмотря на санкции США за коррупцию, остаётся теневым правителем. Пенья озвучил жёсткий курс на либерализацию экономики, поддерживает США, Израиль и Тайвань, продолжает неолиберальные реформы (многое — в интересах агробизнеса), активно участвует в цифровизации налоговой системы. При этом строит репрессии против социальных движений и профсоюзов.
Сантьяго Пенья:
Вот такая вот история у Парагвая.
-
Roman